Внушение доверия (Credibility)

Даже наиболее утонченные и тщательно разработанные тайные психологические операции могут оказаться безуспешными, если жертва не верит в добрые намерения, честность и дружеское расположение сообщников ФБР — врагов. Чтобы снискать такое доверие, порой требуется немало терпения и времени. Внушение доверия — это кардинальный принцип ведения психологической войны.

«Если вы даете человеку в течение семи лет правильную информацию, то в первый же день восьмого года он поверит и в вашу ложную информацию, если, с вашей точки зрения, в этом будет необходимость. Так что ваш первейший долг — добиться доверия и достоверности вашей пропаганды, а также внушить оппоненту доверие к вам, несмотря на то, что вы является его врагом» (19). (“If you give a man the correct information for seven years, he may believe the incorrect information on the first day of the eighth year when it is necessary, from your point of view, that he should do so. Your first job is to build the credibility and the authenticity of your propaganda, and persuade the enemy to trust you although you are his enemy.”)

Для полного познания психологического профиля и глубинных реакций жертвы, она должна откровенничать с кем-то. С кем? Люди доверяют друзьям, реже незнакомым и практически никогда — врагам. Американская пословица гласит: «Легче ловить мух на мед, чем на уксус» (It's easier to catch flies with honey than with vinegar). Чтобы жертва легче поддалась психологическому воздействию, требуется в многих случаях образ действующих сообщников ФБР как «честных и бескорыстных друзей». Для жертвы, скорее всего, нет ничего психологически более сложного, чем осознать, что близкий «друг», - переодетый враг.

Первые впечатления

Особое значение имели первые впечатления о наших «друзьях», которые позднее стали немаскированными врагами. Положительное мнение о них должно было скрыть от нас основание последовавших грязных событий, в которых они принимали участие. Организаторы психологической войны уделяют громадное внимание формированию нужных впечатлений с самого начала, ибо именно первые впечатления дольше всего сохраняются у ничего не подозревающих жертв.

«Результаты исследований в области социальной психологии и теории коммуникации показали, что если человека уже удалось в чем-то убедить, то у него возникает определенный тип «предвзятости». Такой убежденный человек тогда имеет тенденцию к игнорированию всего, что противоречит этому представлению» (20). («Findings produced by researchers in the areas of social psychology and communication theory have shown that once communication has been successfully used to convince a person of something, a type of “prejudice” takes place. The person thus persuaded then has a tendency to ignore that which tends to discredit it.”)

Исходя из этого, наибольшее влияние на зрителей и читателей в США оказали именно первые, сугубо отрицательные сообщения, появившиеся в западных средствах массовой информации сразу после нашего прибытия в Москву.

19.A Psychological Warfare Casebook, William E. Daugherty and Morris Janowicz, Baltimore 1958, p. 38
20. Undercover Operations and Persuasion, Randolph D. Hicks II, Springfield Il. 1973, p. 20

Из книги «Безмолвный террор. История политических гонений на семью в США», Арнольд и Лорен Локшины, М. 1989.

@темы: Психологическая Война