6.Психологическая обработка жертвы и воздействие на нее с помощью стимулов, намеков и других косвенных методов
Чтобы побудить объект психологической войны действовать в желаемом направлении, в ущерб его собственным интересам, организаторы психологической войны используют определенные подрывные приемы. Предшествующие разносторонняя слежка и акции дали оценки сильных и слабых сторон жертвы, а также ее предрасположение. Исходя из этих личных качеств, а также объективной ситуации, по плану жертва должна быть психологически готова к принятию определенных умозрительных образов, призванных служить заговору.
«Людям не говорят прямо: «действуйте так, а не иначе», но находят психологические уловки, которые вызывают у них нужную реакцию» (21) («People are not told directly 'act in this way or that way.' A psychological stratagem is found to produce the needed reaction”).
Подсознательное внушение (A mere suggestion)
Стимулы или символы, «которые, согласно накопленному опыту» ассоциируются у субъекта с определенным эмоциональным состоянием — страхом, удовольствием, ненавистью, любовью» (22) (Stimuli or symbols “which through past experience have become associated with some emotional state – fear, pleasure, hatred, love”) часто преподносятся жертве косвенно в форме подсознательного внушения. Настойчивое прямое требование, как правило, исключается, так как осознанное обдумывание ситуации нежелательно. Оно может отрицательно повлиять на внушаемые подсознательные стимулы. Если внушение определенных идей не удается, планируемая провокация может оказаться безуспешной. Но в случае их попадания в цель реакция жертвы может быть очень сильной.
«Подсознательное внушение действительно представляет собой мощное средство манипулирования личностью. Посредством его пропагандист может обойтись без всякого рода рациональных призывов и аргументов, без всякой предварительной подготовки и успешно побудить человека к желаемым действиям, используя его естественные склонности и предварительную подготовку« (23). («Suggestion is indeed a potent tool of manipulation. Through it the propagandist can dispense with all rational appeals and arguments, with all preliminary manipulation in fact, and succeed in getting the individual to act in the desired manner by exploiting the latter's predispositions and preconditioning.”
Многие специфические элементы психологической войны против нас проявлялись не прямо, а косвенным образом, на уровне подсознательного внушения. Для достижения максимального эффекта нужные стимулы преподносятся мимоходом, без повторения или нажима.
«Пропагандист всегда должен остерегаться излишнего нажима в отстаивании своей позиции, чтобы не отвращать потенциально сочувствующих преувеличениями или излишними повторениями» (24) («The propagandist must always be on his guard against overstating his case, against alienating potential sympathizers through exaggeration or excessive repetition.”).
Если данный тактический ход слишком субтильный, чтобы вызвать желаемую реакцию мишени можно делать новые попытки. Лучше допустить неудачу в сторону мягкости, чем насторожить жертву.
21. Jacques Ellul, quoted in The War of Ideas in Contemporary International Relations, Georgi Arbatov, Moscow 1973, p. 163
22. Propaganda Comes of Age, Michael Choukas, Washington DC 1965, p. 94
23. Ibid, p. 206
24. Propaganda, Lindley Fraser, London 1957, p. 38
Из книги «Безмолвный террор. История политических гонений на семью в США», Арнольд и Лорен Локшины, М. 1989.
Чтобы побудить объект психологической войны действовать в желаемом направлении, в ущерб его собственным интересам, организаторы психологической войны используют определенные подрывные приемы. Предшествующие разносторонняя слежка и акции дали оценки сильных и слабых сторон жертвы, а также ее предрасположение. Исходя из этих личных качеств, а также объективной ситуации, по плану жертва должна быть психологически готова к принятию определенных умозрительных образов, призванных служить заговору.
«Людям не говорят прямо: «действуйте так, а не иначе», но находят психологические уловки, которые вызывают у них нужную реакцию» (21) («People are not told directly 'act in this way or that way.' A psychological stratagem is found to produce the needed reaction”).
Подсознательное внушение (A mere suggestion)
Стимулы или символы, «которые, согласно накопленному опыту» ассоциируются у субъекта с определенным эмоциональным состоянием — страхом, удовольствием, ненавистью, любовью» (22) (Stimuli or symbols “which through past experience have become associated with some emotional state – fear, pleasure, hatred, love”) часто преподносятся жертве косвенно в форме подсознательного внушения. Настойчивое прямое требование, как правило, исключается, так как осознанное обдумывание ситуации нежелательно. Оно может отрицательно повлиять на внушаемые подсознательные стимулы. Если внушение определенных идей не удается, планируемая провокация может оказаться безуспешной. Но в случае их попадания в цель реакция жертвы может быть очень сильной.
«Подсознательное внушение действительно представляет собой мощное средство манипулирования личностью. Посредством его пропагандист может обойтись без всякого рода рациональных призывов и аргументов, без всякой предварительной подготовки и успешно побудить человека к желаемым действиям, используя его естественные склонности и предварительную подготовку« (23). («Suggestion is indeed a potent tool of manipulation. Through it the propagandist can dispense with all rational appeals and arguments, with all preliminary manipulation in fact, and succeed in getting the individual to act in the desired manner by exploiting the latter's predispositions and preconditioning.”
Многие специфические элементы психологической войны против нас проявлялись не прямо, а косвенным образом, на уровне подсознательного внушения. Для достижения максимального эффекта нужные стимулы преподносятся мимоходом, без повторения или нажима.
«Пропагандист всегда должен остерегаться излишнего нажима в отстаивании своей позиции, чтобы не отвращать потенциально сочувствующих преувеличениями или излишними повторениями» (24) («The propagandist must always be on his guard against overstating his case, against alienating potential sympathizers through exaggeration or excessive repetition.”).
Если данный тактический ход слишком субтильный, чтобы вызвать желаемую реакцию мишени можно делать новые попытки. Лучше допустить неудачу в сторону мягкости, чем насторожить жертву.
21. Jacques Ellul, quoted in The War of Ideas in Contemporary International Relations, Georgi Arbatov, Moscow 1973, p. 163
22. Propaganda Comes of Age, Michael Choukas, Washington DC 1965, p. 94
23. Ibid, p. 206
24. Propaganda, Lindley Fraser, London 1957, p. 38
Из книги «Безмолвный террор. История политических гонений на семью в США», Арнольд и Лорен Локшины, М. 1989.